О нас |  Раздел дефектологов |  Использование игровой модели обучения

Творческое использование игровой модели обучения детей с ЗПР грамоте

Подготовила дефектолог ДДУ №369 Абдуллаева Ф.Х.


  1. Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с задержкой психического развития

  2. Игровая деятельность детей с задержкой психического и речевого развития

  3. Предлагаемые игры по обучению грамоте детей с ЗПР

  4. Конспекты занятий в разновозрастной группе ЗПР
    1. Занятие по развитию речи и обучению грамоте по теме: "Весна".

    2. Конспект занятия по развитию речи и грамоте. Тема: "Космос"

    3. Конспект занятия тема: "Весна"

    4. Конспект занятия тема: "Путешествие к королеве Грамматики"

    5. Конспект занятия тема: "Путешествие в страну АБВГДейку"


КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Вся деятельность нашего специального дошкольного учреждения базируется на соблюдении основополагающих принципов и подходов к вопросам изучения, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Наш сад компенсирующего вида решает комплексные социально значимые задачи, нацеленные на создание условий для интеграции ребенка с ЗПР в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум и обеспечение ребенка объемом представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего воспитания и обучения.

Основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств, компенсация первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений в развитии.

В специализированном дошкольном учреждении № 369 решаются следующие блоки задач: диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие, оздоровительные и образовательные.

В диагностическом блоке задач ведущей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза и для разработки индивидуально-ориентированной программы развития ребенка. При этом изучение проводится как в ходе диагностического обследования, так и при динамическом наблюдении за развитием дошкольника, осуществляемом в ходе коррекционно-воспитательного процесса.

Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных личностных качеств.

Следующим блоком задач является коррекционный. Содержание и организация коррекционной работы направлена, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во- вторых, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. Коррекционная работа осуществляется не только на специальных - групповых и индивидуальных - занятиях. Вся система организации жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении должна быть направлена на решение задач этого блока. Организация работы специалистов в этом блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого- педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи, на основе распределенной, по согласованию, профессиональной деятельности.

Блок оздоровительных задач определяет условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого воспитанника дошкольного учреждения. В нем определяются задачи формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и конкретных способах укрепления своего здоровья. В рамках данного блока планируются все возможные воспитательные и образовательные мероприятия, направленные на обучение детей приемам и навыкам, значимым для их жизнедеятельности и здоровья как важнейшего условия жизненного благополучия. В этом же блоке осуществляется также весь комплекс лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для детей с ЗПР.
Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей образовательного блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
Все задачи этих блоков решаются на занятиях у специалистов дошкольного учреждения.
Воспитатель специализированного дошкольного учреждения проводит следующие виды групповых и подгрупповых занятий:

Учитель-дефектолог проводит следующие занятия:

Учитель-дефектолог ежедневно проводит подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми своей группы по указанным выше видам деятельности. При этом каждый ребенок должен посетить не менее трех индивидуальных занятий в неделю у учителя-дефектолога.
Задачи обучения в ходе всех вышеперечисленных видов занятий существенно изменяются в разных возрастных группах. Так, например, обучение игре на первом году пребывания ребенка в группе (возраст от 3 до 4 лет) проводится в целях формирования у него предметно-игровых действий; для ребенка в возрасте от 4 до 5 лет эти занятия направлены на формирование сюжетной игры; от 5 до 6 лет идет формирование сюжетно-ролевой игры, а в подготовительной подгруппе (с детьми от 6 до 7 лет) в процессе занятий по обучению игре у детей формируются воображение и основы творческого мышления. При этом игра трансформируется в театрализованные виды деятельности.
Отдельные занятия (из тех, что перечислены) вводятся в процесс воспитания не сразу, а по ходу взросления ребенка, с учетом психологических новообразований возраста и психических процессов, складывающихся в рамках ведущей деятельности и служащих предпосылками для формирования нового типа ведущей деятельности. Естественно, что для старшего дошкольника этим новым типом является учебная деятельность. Все вышеперечисленные виды занятий тесно связаны с такими направлениями деятельности детей в дошкольном учреждении, как:

  1. общение и коммуникативное взаимодействие,
  2. физическое воспитание,
  3. развитие тонкой ручной моторики и зрительно-пространственной координации,
  4. сенсорное развитие,
  5. музыкальное воспитание,
  6. предметная деятельность и игра,
  7. познавательное развитие,
  8. социальное воспитание,
  9. развитие продуктивной деятельности,
  10. подготовка к школьному обучению.

С детьми подготовительного возраста происходит дальнейшее расширение представлений ребенка об окружающем, последовательное совершенствование его знаний и навыков. Особое внимание уделяется подготовке детей с ЗПР к школе.

На занятиях по родному языку у дошкольников развивается фонематический слух, закрепляются умения понимать прочитанный текст, говорить правильным литературным языком. В пределах их возможностей детей учат использовать интонацию как средство выражения вопроса, просьбы, приказа. Они обучаются правильному согласованию числительных с существительным (один стул, два стула), прилагательных с существительным (желтый лимон, желтая груша).

Особое внимание уделяется пониманию значения предлогов и их употреблению в речи (на столе, под стулом, около ног, по полу, вокруг площадки). Задания на развитие ориентировки на плоскости бумаги, различных видов графо-моторной деятельности подготавливают руку ребенка к систематической работе и являются предпосылками к становлению у него целенаправленного самоконтроля и самоорганизации.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируются представления о явлениях, живой и неживой природы. У детей развивается наблюдательность и умение видеть закономерности в природе. Рассказывается о значении тепла, света и воды для развития и роста растений. Формируются общие представления о характерных особенностях животных, дети знакомятся с дикими и домашними животными, закрепляют свои представления о них в различных видах продуктивной деятельности - лепке, рисовании, аппликации.

Игровая деятельность детей с задержкой психического и речевого развития

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психологических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и непроизвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета. Он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие рефлексного мышления.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексного мышления. Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в "больницу", ребенок плачет и страдает как пациент и доволен собой, как хорошо исполняющий свою роль.

Задержка психического развития - проблема комплексного характера. Однако, и задержка речевого развития - это не просто обнаружившиеся у ребенка речевые сложности. Подобная задержка оказывает влияние на все (особенно высшие) познавательные процессы ребенка, на его личностные особенности. Так, речь является своеобразным интегралом всех других процессов, поэтому при ее нарушении страдают мышление, память, воображение. Ребенок может стать застенчивым, ранимым из-за возникающего непонимания между ним и окружающими людьми.
У малышей с задержкой психического развития (ЗПР) или речевого развития (ЗРР) очень слабо выражена игровая мотивация. Такие дошколята либо "не хотят" играть, либо не в состоянии развернуть предложенную взрослым игру. Как правило, имеет место игра "рядом" (когда несколько детей находятся в одном месте - в песочнице, в игровом уголке), но не вместе (малыши не могут договариваться, регулировать действия друг друга с помощью правил и общего сюжета). Ярко выражена манипулятивная деятельность с предметами (кукла укладывается в постель и снова поднимается, кастрюля открывается и закрывается), при этом игровой замысел отсутствует. Т.е. ребенок действует как бы механически, повторяя то, что делают взрослые, но не выстраивает сюжета игры (что не является нормой для старших дошкольников - 5-7 лет).
У таких детей наблюдаются трудности в формировании образов-представлений, в создании воображаемой ситуации. Ослаблен процесс переноса знаний из привычной ситуации в подобные условия. Довольно часто ослаблена память.
Предметы для детишек с ЗПР и ЗРР не являются опорой в игре, не способствуют развертыванию сюжета (игра "Больной" - взрослый предлагает телефон, но ребята не замечают его, не способны придумать, что с помощью него, например, вызывают врача). Дошкольники часто непроизвольно соскальзывают с ситуации игры, отвлекаясь на что-то постороннее. Иногда происходит зацикливание действий.
Дошкольники с ЗПР демонстрируют неумение использовать знаки-заместители или предметы-заместители. В одном предмете они выделяют только один признак, одну функцию (игрушечный молоток для них может быть только предметом для извлечения звука, он не может стать человечком или ракетой).
Для развития малышей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития нужны особые игры, в которых деятельность взрослого имеет ключевое значение. Без руководящей роли взрослого, его примера и активного участия такие дети полноценно играть не смогут.
Сюжетно-ролевые и театрализованные игры - основа обучения и развития таких малышей. При этом необходимо заинтересовать детей игрой, показывать игровые ситуации на примере других детей или взрослых. С помощью театра и настольных композиций можно не только развить навыки общения у таких детей, но и, главное, развить игровую деятельность, которая станет основой для бурного развития высших психических функций. Попробуйте создать игровые уголки совместно с детьми, пусть они их обустраивают, почаще делают перестановку.
Итак, наша конечная цель - научить ребенка играть. Для этого необходимо организовать поэтапную работу.
Дать ребенку представление о содержании игры. Возможно, провести экскурсию (в кабинет врача, на почту, в магазин). Далее организовать беседу - сначала называем действия, их последовательность, затем просим отгадать действие (изображая, например, его - это поможет создать образы-представления). Неоценимую роль сыграют и дидактические игры, в которых перечисляются действия по профессии, присутствуют соответствующие картинки.
Взрослый показывает действия с 3-4 предметами, их можно выполнять совместно с ребенком. Обращайте внимание на речь! Проговаривайте все основные действия!
Для развития речи, воображения, образов-представлений можно придумывать сказку: по предмету (описательный рассказ), по картинкам (не более 4 штук), по игрушкам. В помощь ребенку предлагайте вопросный план, опорные слова (3-4 слова для рассказа, например: гвоздь, картина, художник). Также можно организовать коллективный рассказ сказки (один начинает, другой продолжает) и сочинение сказки с измененными условиями "А что было бы, если..."
Разыгрывайте сценки-диалоги с помощью разнообразного материала: на куклах, на предметах-заместителях, например, кубиках (например, сказка "Три медведя": большой кубик - папа медведь, средний - мама медведица, маленький - медвежонок, шар - девочка). Это поможет развить навыки абстрактного мышления и воображения.
В работе над коммуникацией, азбукой общения может помочь книга Богуславской "Этот веселый этикет".
Для расширения кругозора с дошкольниками обязательно нужно говорить об отвлеченных предметах, на определенную тему. Здесь могут выручить энциклопедии для дошкольников.

Планирование предстоящей игровой деятельности.
В конструировании, например, можно обсудить, какие кубики нам понадобятся, какой будет фундамент, что будем делать. В конце стоит дать вербальную оценку - как мы это сделали. Аналогично организуется рисование, лепка, рассказывание сказок. Совместно с ребенком составляйте план игры (в почту, в больницу, в "Дочки-матери") - необходимо отобрать предметы для игры, определить роли, выбрать действия.

Формирование знаково-символической функции.
Сначала используются реальные персонажи. Затем сказка разыгрывается на заместителях (кегли, треугольники). Потом только представляем в воображении, без опоры на предметы.
И несколько слов о преимуществах театрализованных игр. Театр - один из самых привлекательных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решать различные педагогические и психологические задачи, среди которых нас интересуют: развитие коммуникативных качеств личности (вербальное и невербальное общение), развитие памяти, воображения, речи (диалогической и монологической), творческой инициативы, произвольной регуляции собственного поведения, избавление от эгоцентрических установок (необходимость учитывать мнение и позицию другого). И, конечно, театр способствует развитию духовного и творческого потенциала каждого ребенка, его социальной адаптации, снятию излишнего напряжения и тревожности.
Для организации соответствующих занятий можно обратиться к книге "Театрализованные игры в детском саду" Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. М: Школьная Пресса, 2000.


Предлагаемые игры по обучению грамоте детей с ЗПР

Я предлагаю следующие задания, игровые упражнения и дидактические игры, которые можно использовать на первой ступени подготовки детей к обучению грамоте:

Таким образом, работа по обучению грамоте детей с задержкой психического развития проводится системно, поэтапно, предусматривает использование целого комплекса дидактического материала, который применяется в различных формах организации детей: фронтальные, дифференцированные и индивидуальные задания. Систематическое его применение и продуманная методика работы обеспечивает возможность лучшего усвоения учебного материала, развития устной речи, формирования интереса к учебной деятельности в целом и освоение основ грамоты. Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой - решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков.

Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А.С. Макаренко о том, что "хорошая игра похожа на хорошую работу", каждому учителю необходимо научиться умело использовать игру на уроке.


Конспекты занятий в разновозрастной группе ЗПР

Занятие по развитию речи и обучению грамоте по теме: "Весна".

Цели:
  1. Составление рассказа описания по картинке
  2. Закрепление умения составлять схему предложения
  3. Работа над звукобуквенным анализом слов
  4. Развитие внимания, памяти и логического мышления.
  5. Активизация, расширение словарного запаса по пройденным темам
  6. Чтение текста детьми
  7. Печатание детьми предложений
Методические приемы
  1. Установка+динамическая разминка+пальчиковая гимнастика+дыхательные упражнения

  2. Динамическая разминка:
    Хомка-хомка, хомячок
    Полосатенький бочок
    Хомка раненько встает
    Щечки моет, глазки трет
    Подметает хомка хатку и выходит на зарядку.
    Раз, два, три, четыре . пять!
    Хочет хомка сильным стать!
    Пальчиковая гимнастика:
    "Замочек",Цепочка", "Гвоздики", "Птица"
    Дыхательная гимнастика:
    "Маятник", "Насос"

  3. Повторение пройденного материала

  4. - Дефектолог задает вопросы детям:
    - Какое сейчас время года?
    - Назовите весенние месяцы?
    - Какой сейчас месяц?
    - Назовите весенние цветы
    - Назовите насекомых
    - Кто знает загадки о насекомых?

    Дети загадывают загадки:

    На ромашку у ворот опустился вертолет
    Золотистые глаза. Кто же это…(стрекоза)

    Шевелились у цветка. Все четыре лепестка
    Я сорвать его хотел. Он вспорхнул и улетел.(бабочка)

    Целый день летает, всем надоедает
    Ночь настанет, тогда и перестанет (муха)

    Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой
    Похлопочет над цветком и поделится медком (пчела)

  5. Игра: "Насекомые заблудились"

  6. На панно изображение весенней лужайки. Отдельно лежат фигурки насекомых. Дети выходят к панно, берут в руки по одному насекомому , называют его и где оно живет. Ставят фигурки в соответствующие прорези.

  7. Звуковой диктант.

  8. Дефектолог произносит звуки по порядку, дети составляют из них слова: мак, рак , весна, рот, рука, нос

  9. Динамическая разминка:

  10. На болоте две подружки , две зеленые лягушки
    Утром рано умывались, полотенцем растирались
    Ножками топали, ручками хлопали
    Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
    Вот здоровья в чем секрет.
    Всем друзьям физкульт привет!

  11. Звуковой анализ слова

  12. Дети делают у доски и на партах.
    Выкладывают при помощи фишек слово "ВЕСНА"
    Дефектолог задает вопросы :
    - Сколько звуков в этом слове?
    - Назовите все гласные и все согласные звуки?
    - Почему звук "В"! изображен зеленым цветом?
    - Назовите звуки по порядку.

  13. Чтение слогов составление слов из слогов

  14. На доске карточки со слогами. Дети выходят к доске и составляют из них слова, читают их.

    ЦВЕ ЛАН ЧЕЙ РУ ТОК ДЫШ


  15. Решение кроссворда
    На панно изображены предметы. Дети составляют названия весенних месяцев по начальным буквам этих слов: март , апрель, май.

  16. Составление схемы предложения.

  17. Дефектолог читает предложение, дети на партах и у доски составляют его схему.
    (Светит ласковое весеннее солнышко.)
    Дефектолог задает вопросы:
    - С какой буквы пишется предложение?
    - Что ставится в конце предложения?
    - Сколько слов в этом предложении?
    - Назовите 1 слово, 3, 2, 4.

  18. Работа на доске

  19. Напечатать это предложение на доске.
    Один школьник печатает это предложение на доске, остальные школьники печатают на листе бумаги.
    "Наступила долгожданная весна."
    Дефектолог задает вопросы:
    - Сколько слов в этом предложении.
    - Назовите 2, 1, 3 слово
    - С какой буквы начинается предложение?
    - Что ставится в конце предложения?
    - Какие еще слова начинаются с большой буквы?

  20. Работа над слоговой структурой слова.

  21. Дефектолог раздает предметные картинки каждому. Дети выходят , ставят в них ударение, показывают шагами сколько слогов в этом слове, прохлопывают слоговую структуру бубном.

  22. Чтение текста "Весна"

  23. Дети выходят и читают по одному предложению. Затем один ребенок читает текст полностью.

  24. Релаксация


  25. Итог занятия.



Конспект занятия по развитию речи и грамоте.

Тема: Космос

Цели:
  1. Активизация, расширение словарного запаса

  2. Работа над грамматическими категориями

    1. Употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных.

    2. Согласование существительных с количественными числительными.

  3. Развитие внимания, памяти и мышления

  4. Работа над слоговой структурой слов.

  5. Звуко-буквенный анализ слов

  6. Чтение и печатание слогов и слов по пройденным темам.

Методические приемы
  1. Установка

  2. Динамическая разминка:
    По Луне луноход
    Осторожно идет
    Он карабкается еле
    По обрывам и по щелям,
    Через рытвины и ямы
    Через кратеры вулканов,
    А вокруг пустынно голо…
    Днем жара, а ночью холод.

    Дыхательные упражнения
    "Шарики"

    Пальчиковая гимнастика:
    "Гвоздики", "Замочек","Лодочка", "Цепочка"

  3. Закрепление пройденного материала


  4. Какое сейчас время года?
    Назовите признаки весны.
    Назовите весенние месяцы
    Какой праздник мы отмечаем в апреле?

    Дефектолог загадывает загадки:

    Летит птица небылица
    А внутри народ сидит
    Меж собою говорит(самолет)

    Над бабушкиной избушкой
    Висит хлеба краюшка (луна)

    Чудо птица алый хвост
    Полетела в стаю звезд (ракета)

  5. Игра: "Полет в космос"


  6. Дефектолог предлагает детям совершить полет в космос.
    - Как называется стартовая площадка для космических кораблей?
    - Назовите первого космонавта нашей планеты?
    - Какие предметы мы возьмем с собой в полет?
    На панно изображены предметы, дети выходят к доске, зачеркивают не нужные предметы оставляют шлем, скафандр, спец обувь для полета.
    Называют каждый предмет и его предназначение.
    Полет начинаем!

  7. Игра"Назови ласково"

  8. Дефектолог считает:
    - 5-4-3-2-1 Пуск!
    Мы с вами взлетели. Сейчас я займу место у монитора и буду поддерживать связь с центром управления. На монитор поступил сигнал: "Назовите ласково предметы изображенные на мониторе".
    Дефектолог показывает картинки , дети называют ласково:
    - Ракета- ракеточка, солнце-солнышко, космонавт -космонавтик и т.д.

  9. Динамическая разминка : "Парад планет"

  10. В центре круга стоит ребенок, изображая солнце. Вокруг него медленно движутся планеты солнечной системы. Остальные звезды изображают звезды и месяц( на голове у детей шапочки с изображением планет).

  11. Игра "Помогите космонавтам взлететь"

  12. С центра управления пришел сигнал : "На космических кораблях не хватает космонавтов, часть космонавтов заняли свои места ", дети должны определить , сколько космонавтов не хватает в каждой ракете, ставят цифру на каждой ракете. Теперь все космонавты заняли свои места, куда они летят?
    Все ракеты выстраиваются в одну цепочку, составляют слово "планета"(на обратной стороне ракеты напечатаны буквы)
    Дети считают от 1-10

  13. Игра: "Почините робота"

  14. Перед вами 2 робота, один из них поломался, робот будут снова работать если вы найдете 10 отличий 2-го робота от 1-го.
    Дети выходят к доске, находят 10 различий - робот снова заработал.

  15. Звуковой анализ слова.

  16. На доске предметная картинка с изображением космонавта. К доске выходит ребенок и составляет звуковую схему слова (космонавт) фишками.
    Вопросы:
    - Сколько звуков в этом слове?
    - Назовите звуки по порядку.
    - Сколько гласных звуков, сколько согласных?
    Дети на партах выкладывают это слово.

  17. Игра "Составь слово"

  18. Играют 2 команды.
    На столах кубики с буквами, команды составляют из них слова :ракета , космос. Выигрывает та команда , которая справилась с заданием быстрее.

  19. Разгадывание кроссворда

  20. 1 все15 мор12 так17 са
    11 го6 по16 щит7 смот
    8 рят5 а4 боят14 дый
    3 лю10 не13 каж9 на2 его

    Прочитайте загадку зашифрованную в этом кроссворде, расположите слоги и слова по порядку цифр (Все его любят , а посмотрят на него и каждый морщится) (Солнце).

  21. Составление схемы предложения.

  22. Дефектолог диктует предложение, дети составляют схему на доске и на партах при помощи фишек.
    Ракета приземлилась на землю утром.
    Сколько слов в этом предложении?
    С какой буквы начинается предложение, что ставится в конце предложения?
    Назовите по порядку слова в этом предложении.
    Дети на партах составляют схему этого предложения.

  23. Игра "Шагалочка"

  24. Дефектолог произносит слова , дети отстукивают бубном слоговую структуру этих слов, показывая шагами , сколько слогов в этом слове.
    Ра-ке-та, звез-да, лу-на, зем-ля.

  25. Релаксация "Луна"

  26. Мы заканчиваем наш полет. Он был очень интересным, но трудным. Нам надо немножко отдохнуть.

  27. Итог занятия.


Конспект занятия

Тема : "Весна"

    Цели:
  1. Закрепление и расширение знаний по пройденным темам

  2. Активизация, расширение словарного запаса новыми словами

  3. Закрепление умения составлять схему предложения

  4. Работа над звуковым анализом слов

  5. Развитие памяти внимания и мышления.

  6. Работа над слоговой структурой слова

  7. Закрепить умение детей читать, печатать слоги, слова. Составлять слова из букв, из слогов, составлять устно предложения из слов.

Методические приемы:
  1. Установка.

  2. Динамическая разминка
    Выпал беленький снежок
    Соберемся мы в кружок.
    Снег, снег, белый снег
    Засыпай ты нас всех.
    Не боимся мы пороши,
    Ловим снег , хлопок в ладоши!
    Руки в стороны, по швам
    Снега хватит вам и нам

    Пальчиковая гимнастика
    "Дерево", "Гвоздики", "Зайчик", "Замочек", "Птица"

    Дыхательные упражнения
    "Маятник", "Кулачки"

  3. Игра "На лесной полянке"

  4. На лесную полянку собираются дикие животные: волк, лиса, заяц, белка. В это время в лесу встречаются сорока и ворона.
    Сорока:
    - Ах голубушка, что то я сегодня совсем замерзла. Морозы нынче стоят трескучие.
    Ворона:
    - И не говори , дорогая соседка. Даже крылья замерзли, летать не возможно.
    Сорока:
    - А снегу сколько намело. На земле даже поживиться нечем.
    Ворона:
    - Хорошо хоть люди добрые кормушки повесили и подкармливают нас хлебными крошками, да семенами.
    Сорока:
    - Интересно, а как звери зимой в лесу живут.
    Ворона:
    - Да , получше нашего, наверное. У них, вон, какие шубы! А давай у них спросим, они сегодня собрались на лесной полянке на совет
    Ворона и сорока летят на лесную поляну. На лесной поляне собрались волк, заяц, белка, лиса.
    Сорока и ворона:
    - Здравствуйте звери лесные!
    Звери:
    - Здравствуйте птицы! Зачем к нам прилетели?
    Сорока:
    - Мы хотели узнать, как вам живется зимой в лесу? Легко ли?
    Волк:
    - Да где уж легко! Холодно и голодно. Целый день по лесу бегаю, а поживиться нечем. Ведь многие звери спят давно в своих норах. Правда, кума?
    Лиса:
    - Правда серый! Хоть шубы у нас теплые, но от голода они нас не спасают. Даже вода в реке и та замерзла. А так хоть бы рыбкой полакомилась. Вон медведь хорошо, спит в берлоге и сосет лапу.
    Волк:
    - Даже зайца зимой и того не поймаешь, ишь как замаскировался!
    Заяц:
    - А как же! Вам только дай волю, вы меня в 2 счета сцапаете! Ведь теперь деревья меня не защищают. Меня ото всюду в лесу видно. Поэтому я поменял серую шубку на белую. Что бы меня среди снега не видели. Ведь мне и так не сладко приходится: Ни капусты тебе , ни морковки, вся земля снегом покрыта.
    Белка:
    - Так вам и надо! Вот я все лето с ветки на ветку прыгала собирала грибы, шишки. Подсушивала и складывала в дупло. Так , что сейчас у меня еды хватает!
    Сорока и ворона:
    - Да, не сладко вам приходится зимой. Как же вы живете?
    Волк:
    - Нам лесник помогает. Птиц подкармливает хлебными крошками, зернышками. Не забывает и про зайца , под кустик капусту кладет ему морковку и капусту.
    Прилетает воробей, просит животных разойтись, в лесной школе начинается урок. Звери покидают лесную поляну. Волк спешит в логово к волчатам. Лиса в нору к лисятам. Заяц под кусточек к зайчатам. Белка в дупло к бельчатам.

  5. Закрепление пройденной темы "Лесная школа"
  6. Учитель ёж ведет урок. Задает вопросы ученикам, просит отвечать полными ответами, громко и четко (ученики -дикие животные):
    - Какое сейчас время года?
    - Назовите зимние месяцы, приметы зимы. Назовите диких животных, почему они называются “дикими”?
    Каждый зверь назовет свое имя, прохлопает в бубен по слогам. Назовите первый звук с вашем названии.

  7. Игра "Составь слово"

  8. На 2 столах лежат кубики, на каждом кубике изображена буква. К каждому столу выходят по 2 ребенка. Они составляют слова из кубиков (лиса, рыба)

  9. Динамическая разминка:

  10. Зайка беленький сидит, и ушами шевелит.
    Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
    Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
    Кто то зайку напугал, зайка , прыг и ускакал.

  11. Игра "Снежная горка"

  12. Дефектолог просит назвать зимние развлечения. Буква "С" тоже решила покататься на санках, выбрала она большую горку, взобралась наверх. И останавливается перед каждым словом, читай его.

    нег
    анки
    неговик
    осулька
    угроб

    Дефектолог объясняет значение слова: сугроб - это большая горка снега.

  13. Кроссворд

  14. Дети должны составить слово по начальным буквам предметов, изображенных на плакате (заяц, игрушки , морковь , арбуз)
    Дети читают слово - зима.
  15. Дефектолог задает вопрос детям:

  16. - Кто знает загадки и стихи о зиме?
    Загадки:
    Растет она вниз головою, не летом растет , а зимою
    Но солнце ее припечет , заплачет она и умрет. (сосулька)

    Белая звездочка с неба упала
    Мне на ладошку легла и пропала (снежинка)

    Приметы зимы:
    Длинные сосульки - к долгой весне.
    Холодная зима - жаркое лето.
    Зима снежная - лето дождливое.

  17. Составление предложения

  18. Дефектолог просит придумать предложение со словом "зима"
    Дети придумывают предложение: наступила холодная зима.
    Сколько слов в этом предложении?
    Назовите 1, 2, 3 слово.

  19. Составление схемы предложения.

  20. Дети выходят к доске и составляют схему этого предложения.
    Что ставится в конце предложения?
    Сколько слов в этом предложении?
    С какой буквы начинается предложение?
    Назовите 1, 2, 3 слово в этом предложении.
    Какие еще слова пишутся с большой буквы?

  21. Релаксация.


  22. Итог занятия.


Конспект занятия

Тема : "Путешествие к королеве Грамматики"

Цель:
  1. Активизация словаря по теме

  2. Развитие внимания, памяти и мышления, фонетического слуха

  3. Закрепление слоговой структуры слова

  4. Работа над грамматическими категориями
    1. Единственное и множественное число

    2. Употребление уменьшительно-ласкательной формы
  5. Звуко-буквенный анализ

Методические приемы
  1. Установка

  2. Динамическая разминка
    Как хорошо уметь читать ,
    Не надо к маме приставать,
    Не надо бабушку трясти -
    Прочти пожалуйста , прочти
    Не надо умалять сестрицу
    Ну прочитай еще страницу!
    Не надо звать , не надо ждать ,
    А можно взять и прочитать!

    Пальчиковая гимнастика:
    "Зайчик", "Гвоздики", "Замок", "Моя семья"

    Дыхательные упражнения:
    "Шарики"

  3. Повторение пройденного материала

  4. Дефектолог задает вопросы по пройденным темам:
    - Какое сейчас время года?
    - День недели?
    - Назовите времена года
    - Какое время года идет после зимы?
    - Перед зимой?

    В это время раздается стук.
    Заходит Незнайка и Чиполлино
    Здороваются с детьми
    Чип:
    - В небо лук - стрелу пускаю.
    Лето целое стреляю.
    Ни в кого я не попал,
    И с досады горьким стал.
    Незн:
    - Зайка дорожкою бежит,
    А Незнайка на печи лежит,
    Зайка все с полуслова понимает
    А Незнайка на все только рот разевает.

    Они принесли письмо от королевы Грамматики, посылают карту с изображением маршрута. Если дети выполнят все задания королевы, то она им даст разрешение для поступления в школу. Грамматика- это наш родной язык. Дети предлагают отправится в путешествие вместе с новыми друзьями.
    2 команды - "Незнайка" и "Чиполлино".
    Повторить "Зимнюю одежду", "Назови ласково", "Один-много"

  5. Поляна звуков

  6. Дефектолог получает конверт с заданиями королевы №1
    1. Назовите первый звук в слове: улитка, апельсин, облако, экран, иголка и т.д.
    2. Назовите слово

    3. Дефектолог называет звуки по порядку, ребенок должен угадать слово. Н-о-с, м-а-к,рак, ухо, дом, лук, сон, зуб, мама, ком
    4. Звуковой анализ слова

    Играют 2 команды
    Разобрать слова: Зима, снег
    Дефектолог задает вопросы. Дети отвечают.
    - Сколько звуков в данном слове, назовите звуки по порядку.
    - Сколько гласных, сколько согласных?
    - Какой звук обозначен зеленой фишкой?
    - Какие звуки обозначаются синей и красной фишкой?
    Дети выкладывают звуковую схему слов на партах фишками. Успешно справившиеся команда получает очки.
    Идем дальше.

  7. Лес загадок.

  8. В конверте королева Грамматики прислала нам загадки:

    Какой это мастер
    На стекла нанес,
    И листья и травы
    И заросли роз.(мороз)

    Кто осенью спать ложится,
    а весной встает?
    кто зимой спит
    летом улья воротит? (медведь)

    Дети загадывают загадки команде соперников о зимующих птицах, о диких животных, о зиме.
    Королева грамматики просит в своем письме отгадать , к какому времени года , относятся народные приметы:
    1. Дым столбом - к морозу

    2. Длинные сосульки - к долгой весне

    3. Много желудей на дубе - к лютой зиме

    4. Много снега - много хлеба.

    5. Лето дождливое - к снежной и морозной зиме.

    6. Вороны садятся на вершины деревьев - к морозу.


  9. Поле ошибок
    1. Командам раздают карточки со словами.
    2. В словах - ошибка. Задание: исправить ошибку в словах. (рома, сабака, мышы), (алла, карова, камышы)(лыжы, жыраф) Зачеркивают не правильно написанную букву и сверху печатают нужную.

    3. Составьте слова из слогов: и прочтите предложение

    4. На-сту-пи-ла-зи-ма. Вы-пал-бе-лый-снег.
      Малыши играют в "шагалочку".

  10. Привал
  11. Игра: "Рыбаки"
    Путь был долгий и трудный , поэтому мы делаем привал. Что такое привал? Это место где люди отдыхают во время путешествия.
    Отдыхать мы будем на рыбалке. В пруду вместо рыбок плавают картинки с изображением диких и домашних животных. Одна команда ловит диких, другая домашних животных. В руках у детей удочка с магнитом. Выиграет та команда, которая быстрее справится с заданием. После игры дефектолог показывает каждую картинку, дети называют их. Дефектолог проверяет правильность выполненного задания. Выигравшая команда получает очко.

  12. Озеро "Почемучка"

  13. Кроссворд
    Вписать в клетки кроссворда слова.
    1. Дерево, которое наряжается игрушками каждый год.

    2. Животное леса, хорошо прыгает по веткам деревьев. Любит орешки и грибы.

    3. Крупное животное леса с сильными ногами, ветвистыми рогами.

    4. Во всех сказках это животное самое хитрое, таскает кур из деревни.

    5. Это животное - хищник , опасен для человека.

    Королева грамматики принесла нам вопросы:
    - Почему волк и медведь не меняют шубу зимой, а заяц меняет?
    - Почему медведь спит зимой в берлоге?
    - Можно ли по поведению медведя узнать время года?
    - Кто будит медведя весной?
    - Для чего белке такой пышный хвост?, а лисе?

  14. Пещера "Правил"

  15. Королева прислала нам слова с пропущенными буквами. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.
    Ч.сы, ч.лок, рощ., ч.йник, щ.ка, ч.шка, малыш., ш.шка.

    Малыши играют в игру "4 лишний". На столах карточки с картинками,1 из которых лишняя. Дети зачеркивают ее.

  16. Разгадай ребус.

  17. Дефектолог показывает карточки, дети должны прочитать слова зашифрованные в них.



  18. Замок грамматики

  19. Мы справились со всеми заданиями и подошли к замку грамматики. В нем живут все буквы. Королева Грамматики дает нам грамоту.
    Дефектолог читает ее: В ней разрешение детям дет сада № 369 учиться в школе.

  20. Релаксация


  21. "Сосульки"

  22. Выросли сосульки.
    Пригрело солнышко, сосульки стали таять. Дети сначала поднимают руки вверх, изображая сосульки, затем делают наклон вперед - сосулька тает.

  23. Итог занятия.

  24. Дефектолог задает вопросы детям:
    О чем мы сегодня говорили?
    Отметить детей , которые были активны на этом занятии.


Конспект занятия по развитию речи и грамоте

Тема: "Путешествие в страну АБВГДейку"

Цель:
  1. Обогащение , активизация и развитие словарного запаса .
  2. Развитие внимания, памяти и мышления.
  3. Работа по развитию интеллекта.
  4. Анализ и синтез - развитие навыков чтения и печатания слогов и слов.
  5. Развитие фонематического слуха.
  6. Работа над слоговой структурой слова.
  7. Работа над звуковым анализом
  8. Развитие связной речи.
  9. Развитие мелкой моторики рук.
Методические приемы:
  1. Установка

  2. Динамическая разминка
    Вот вам стол, а вот скамейка.
    Взяли в руки карандаш
    Это АБВГДЕйка
    В детский сад приходит к нам
    АБВГДЕйка, АБВГДЕйка
    Это учеба и игра.
    АБВГДейка, АБВГДЕйка
    Азбуку детям знать пора!
    (выполняют с движениями)

    Пальчиковая гимнастика:
    "Дерево", "Зайка", "Замок", "Гвоздики"

    Дыхательные упражнения:
    "Шарики"

  3. Ведущий:
  4. - За чистым, чистым полем, за дремучим лесом, за шумным морем находится страна АБВГДейка. Попасть в нее может только тот, кто научится правильно произносить звуки, кто умеет думать, у кого бьётся отважное сердце. Мы станем участниками необычного морского путешествия.

    Буквоежка:
    - Куда вы без меня? Возьмите меня с собой, я вам пригожусь.
    На парусе корабля кроссворд. Если мы угадаем это слово, наш корабль двинется в путешествие:
    1.Летом свернется,
    A зимой развернется (шарф)

    2.Не куст, а с листочками,
    Не рубашка, а сшита.
    Не человек, а рассказывает.(книга)

    шарф


    книга

    Бкувоежка дает ведущему книгу, а в ней нет букв, все страницы пустые. Буквоежка растерял все буквы, мы ему поможем их найти, отправляемся в страну АБВГДейку.

  5. Ответы на вопросы:

  6. Мы с вами разделимся на 2 команды. Наши капитаны должны следить за ответами членов своей команды.
    Наш корабль находится в море. Мы проплываем спортивный остров. А как он называется? Выбегают живые буквы. (На груди у детей прикреплены буквы)
    Они рассказывают о своих буквах и выполняют движения.
    Дети отгадывают и читают слово АЭРОБИКА

  7. Появляется Нептун:

  8. На днях русалки принесли мне книгу, которую они нашли на берегу. Кое-где размыло слова, не поможете ли вы восстановить ее. Дети соглашаются. Тогда я вам прочитаю загадки-шутки, если вы отгадаете, я подарю вам эту книгу.
    Загадки-шутки:

    В чаще голову задрав
    Воет с голоду..жираф (волк)

    Кто в малине знает толк?
    Косолапый бурый …волк (медведь)

    Дочерей и сыновей учит хрюкать…муравей (свинья)

    Кто любит по ветвям носится
    Конечно рыжая …лисица (белка)

    Нептун :
    - Поплыву к морским обитателям, покажу, какой стала книга. (уходит).

  9. Динамическая разминка.


  10. Игра : "Угадай первый звук"


  11. Ведущий:

  12. - Посмотрите, что то плавает в воде, так это 't цветок. Попробуем выловить его.
    На одном из лепестков цифра - 3.
    Значит 3 слово в кроссворде цветок.
    Теперь мы попробуем напечатать его и разобрать - задание для одной команды, другая команда составляет схему этого слова.
    (у доски 3 детей)

  13. Игра : "Собери буквы"

  14. На ковре разбросаны лепестки цветов красного и синего цвета. Одна команда собирает слово СОЛНЦЕ, другая БАБОЧКА (на лепестках написаны буквы)

  15. Появляется Русалка

  16. Меня прислал Нептун, он доволен ,что вы помогли восстановить книгу, он попросил меня исполнить танец. (танец Русалочки)
    Вед:
    - Вы узнали её? Правильно это Русалка.

  17. Игра "Шагалочка"

  18. Дети выходят к доске с бубном и делят слово на слоги. Прохлопывая слоговую структуру слова по слогам.

  19. Составьте рассказ по картине

  20. Картина "Весенний пейзаж"
    Опорные слова: Солнце, весна, цветы, насекомые, трава.

  21. Ведущий:

  22. Итак осталось последнее слово, ИГРА. А теперь прочитайте какое слово у нас получилось - ШКОЛА. А наше путешествие подошло к концу. Посмотрите, в нашей книге заполнены все страницы.

     ШМЕЛЬ
     КНИГА
    ЦВЕТ О К
    РУСАЛ КА
    ИГР А  


  23. Релаксация


  24. Итог занятия.